Шаг в будущее
Профориентационная работа кафедры
Отдельная «линия» работы, проводимой кафедрой многие годы, – подготовка школьников г. Москвы и Московской области к поступлению в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В рамках деятельности кафедры по новому набору, кафедрой проводились и проводятся следующие виды работы.
- Участие в днях открытых дверей МГТУ в общих собраниях родителей и абитуриентов с экскурсией по кафедре. Выступление зав. кафедрой и его заместителя о специальности кафедры, её учебном плане и особенностях обучения.
- Регулярная модернизация страницы «Абитуриент» веб-сайта кафедры.
- Регулярные индивидуальные встречи заведующего кафедрой и ответственного за работу со школьниками доц. Пугачева Е.К. с абитуриентами и их родителями по тематике научной работы по программе «Шаг в будущее» (в период с сентября по ноябрь).
- Проведение собеседования со школьниками и первичная проверка их знаний по математике, физике, информатике и программированию (преподаватели: Сюзев В.В., Казаков Г.И., Губарь А.М. и Пугачев Е.К.).
- Организация консультационных пунктов по тем же предметам (те же преподаватели).
- Руководство или консультирование научных работ школьников по программе «Шаг в будущее».
- Организация и проведение на кафедре в марте научно-технической конференции по программе «Шаг в будущее».
За последние три года наблюдается рост количества школьников, стремящихся получить образование по направлению «Информатика и вычислительная техника».
В 2008-2009 г.г. на начальном этапе участвовало 43 школьника. По результатам защиты научно-исследовательских работ I этапа олимпиады были рекомендованы для прохождения II этапа олимпиады «Шаг в будущее» 27 учащихся школ и лицеев. В итоге на кафедру было зачислено 21 человек.
Ниже приведены некоторые темы работ участников 2008-2009 г.г. «Шаг в будущее».
|
- Обучающая система «Методы обработки данных» |
|
- Система контроля знаний |
|
- Автоматизированная система управления производственным циклом промышленной продукции |
|
- Медицинская экспертная система |
|
- Информационная система «Трудовые вакансии» |
|
- Информационная система «Автомобили Японии» |
|
- Полностью оптические сети |
|
- Шифрование файлов любого типа путем случайной замены байтов |
|
- Электронное учебное пособие для школьников «Операции с многочленами» |
|
- База данных «Школьная библиотека» |
|
- Использование информационных технологий в учебном процессе |
|
- Нахождение корней алгебраического уравнения третьей степени |
|
- Графический редактор |
|
-Программа для подведения рейтинга среди учащихся образовательных учреждений |
|
- Исследование механизмов индексирования и поиск текстовых документов |
|
- Создание СУБД средствами визуальной среды программирования Delphi |
|
- Компьютерные системы комплексной оценки социоэкономической среды региона |
|
- Программа решения задач сетевого планирования и управления проектами и др. |
|
- Стратегическая игра |
|
- Internet-магазин |
|
- Системы управления светозвуковым оборудованием «Диджей» |
Образец оформления работы: Образец
В 2009-2010 г.г. на начальном этапе участвовало 47 школьников. По результатам защиты научно-исследовательских работ I этапа олимпиады были рекомендованы для прохождения II этапа олимпиады «Шаг в будущее» 30 учащихся школ и лицеев. В итоге на кафедру было зачислено 23 человека.
Ниже приведены примеры названий работ учащихся школ и лицеев 2009-2010 г.г. «Шаг в будущее».
|
- Гибридная обучающая система |
|
- Система контентной фильтрации как комплекс решений для обеспечения многоуровневой превентивной защиты информации |
|
- Разработка действующего макета аппаратно-программного комплекса системы безопасности жилых помещений «Безопасный дом» |
|
- Информационная система «Кинематограф» |
|
- Конфигурирование брандмауэра для малого офиса на основе Linux |
|
- Разработка системы автоматизации выдачи парковочных мест для транспортных средств |
|
- Исследование характеристик синтаксического анализатора для лингвистического процессора |
|
- Метод частичной эмуляции способа доступа к среде передачи в ЛВС |
|
- Диагностическая экспертная система определения неисправности автомобиля |
|
- Экспертная система «Ветеринар» |
|
- Система обработки финансовых данных для торговых отраслей |
|
- Реализация элементов булевой алгебры в средствах вычислительной техники с помощью элементов физической оптики |
|
- Твой компьютер – твоя крепость |
|
- Система учета готовности спортсменов и др. |
В 20010-2011 г.г. по результатам учебно-научной конференции были рекомендованы для прохождения II этапа Научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва» Олимпиады школьников «Шаг в будущее» 73 учащихся школ и лицеев.
Ниже приведен частичный список названий работ учащихся школ и лицеев 20010-2011 г.г. «Шаг в будущее».
|
- Электронный классный журнал |
|
- Генератор расписания |
|
- Подсистема считывания данных и распределения их по таблицам |
|
- Web-сайт |
|
- Система формирования и обработки заказов |
|
- Экспертная система выбора музыкальных инструментов |
|
- Изопроцессы в реальных и идеальных газах |
|
- Разработка и программная реализация интернет-магазина по продаже осветительных приборов |
|
- Программа расчета длины кабеля |
|
- Система классификации заказов |
|
- Реализация брандмауэра для малого офиса средствами iptables на базе роутера dlink/netgear с прошивкой da-wrt |
|
- Обучающая система Rider |
|
- Методы борьбы с компьютерными вирусами |
|
- MCS, программа шифрования файлов |
|
- Концепция, алгоритм, вычислительные процедуры и компьютерная программа визуализации голограмм, образованных интерференцией частично когерентных волн информации в активно-адаптивных средах с многоконтурной системой иерархии |
|
- Расчет зарплаты мастера предприятия в зависимости от проделанной работы и квалификации |
|
- Государственные сети здравоохранительных органов. Транспорт |
|
- Исследование механизмов индексирования и поиска текстовых документов |
|
- Криптографическая система |
|
- Формирование базовых элементов оптимального распознавания в схеме почтовых индексов |
|
- Нейро-сетевой анализатор естественно-языковых текстов |
|
- Исследование компонентов подсистемы визуального трекинга |
В 20011-2012 г.г. по результатам учебно-научной конференции были рекомендованы для прохождения II этапа Научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва» Олимпиады школьников «Шаг в будущее» 76 учащихся школ и лицеев.
Ниже приведен частичный список названий работ учащихся школ и лицеев 20011-2012 г.г. «Шаг в будущее».
|
- Трехмерная визуализация молекул |
|
- Программная система проектирования с конечной импульсной характеристикой на основе метода «окна» |
|
- Информационная система «Кинематограф» |
|
- Электронный дневник школьника |
|
- Создание автоматизированного рабочего места |
|
-Система обслуживания клиентов автосервиса |
|
- Экспертная система по выбору аппарата для фотосъемки |
|
- Программа расчета оптических линий в полностью оптических сетях |
|
- Консультирующая экспертная система «Юрист» |
|
- Система оперативного планирования состава участников мероприятий |
|
- Система управления базой данных «Компьютерные комплектующие» |
|
- Подсистема автоматизации обработки почтовых отправлений |
|
- Система дистанционного выполнения практических занятий по дисциплине «Информатика» в сетевой среде виртуальных машин |
|
- Разработка структурированной кабельной системы здания |
|
- Автоматизированная система «Городская среда» |
|
- Компьютерная среда многокритериального анализа |
|
-Система учета заказов |
|
- Система автоматизированного управления бытовыми приборами |
|
- Единое информационное пространство «Виртуальная школа» |
Темы выполненных работ за последние три года разнообразны и связаны с различными научными направлениями кафедры. К таким направлениям можно отнести:
-
Алгоритмы и технические средства цифровой обработки сигналов и изображений;
-
Экспертные системы и семантические системы;
-
Компьютерные информационные технологии;
-
Интеллектуальные и семантические системы;
-
Распределенные вычислительные сети;
-
Клиент – серверные технологии в распределенных системах обработки информации;
-
Управляющие вычислительные машины и системы;
-
Компьютерные технологии дистанционного образования;
-
Системы управления объектными и реляционными базами данных;
-
Локальные и глобальные компьютерные сети и др.
В результате анализа проделанной работы можно сделать следующие выводы:
-
- за последние 4 года прослеживается тенденция к увеличению количества школьников желающих получить образование по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
-
растет количество школ;
-
растет количество участников 9 и 10 классов.
Учащиеся школ, лицеев и колледжей имеют следующие возможности для определения или уточнения будущей профессии:
- могут познакомиться с учебным планом, дисциплинами и другим материалом кафедры «Компьютерные системы и сети», если имеют доступ в сети Internet (например, http://hoster.bmstu.ru/~mosp/spas_006.htm и др.);
-могут связаться по телефонам кафедры и получить консультацию по научным направлениям, конкретным выбранным темам при выполнении работы для участия в общеобразовательном соревновании и др.;
-могут присылать свои вопросы или материал для выступления по электронной почте;
-могут лично приехать на кафедру и проконсультироваться.

Гистограмма роста количества участников

Гистограмма роста количества школ
Профориентационная работа ведется также и со студентами младших курсов. Цель такой работы – познакомить с научными направлениями кафедры, заинтересовать студентов в участии на ежегодных научных конференциях и проведении научно–исследовательских работ.
У студентов, определившихся с направлением, имеется возможность более глубокого изучения дисциплин. Для этого они могут выбрать научного руководителя, заниматься исследованиями по выбранному направлению, готовить статьи и т.п. Многие студенты старших курсов так же имеют возможность заниматься научной и практической работой по специальности. Например, разработчиками и администраторами сетей, программистами, специалистами по ремонту вычислительной техники и др.
Можно отметить, что профориентационная работа на кафедре ведется на всех этапах обучения с использованием современных технологий и способов привлечения студентов.