Шаг в будущее


Профориентационная работа кафедры



Отдельная «линия» работы, проводимой кафедрой многие годы, подготовка школьников г. Москвы и Московской области к поступлению в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В рамках деятельности кафедры по новому набору, кафедрой проводились и проводятся следующие виды работы.

- Участие в днях открытых дверей МГТУ в общих собраниях родителей и абитуриентов с экскурсией по кафедре. Выступление зав. кафедрой и его заместителя о специальности кафедры, её учебном плане и особенностях обучения.

- Регулярная модернизация страницы «Абитуриент» веб-сайта кафедры.

- Регулярные индивидуальные встречи заведующего кафедрой и ответственного за работу со школьниками доц. Пугачева Е.К. с абитуриентами и их родителями по тематике научной работы по программе «Шаг в будущее» (в период с сентября по ноябрь).

- Проведение собеседования со школьниками и первичная проверка их знаний по математике, физике, информатике и программированию (преподаватели: Сюзев В.В., Казаков Г.И., Губарь А.М. и Пугачев Е.К.).

- Организация консультационных пунктов по тем же предметам (те же преподаватели).

- Руководство или консультирование научных работ школьников по программе «Шаг в будущее».

- Организация и проведение на кафедре в марте научно-технической конференции по программе «Шаг в будущее».

За последние три года наблюдается рост количества школьников, стремящихся получить образование по направлению «Информатика и вычислительная техника».

В 2008-2009 г.г. на начальном этапе участвовало 43 школьника. По результатам защиты научно-исследовательских работ I этапа олимпиады были рекомендованы для прохождения II этапа олимпиады «Шаг в будущее» 27 учащихся школ и лицеев. В итоге на кафедру было зачислено 21 человек.

Ниже приведены некоторые темы работ участников 2008-2009 г.г. «Шаг в будущее».

- Обучающая система «Методы обработки данных»

- Система контроля знаний

- Автоматизированная система управления производственным циклом промышленной продукции

- Медицинская экспертная система

- Информационная система «Трудовые вакансии»

- Информационная система «Автомобили Японии»

- Полностью оптические сети

- Шифрование файлов любого типа путем случайной замены байтов

- Электронное учебное пособие для школьников «Операции с многочленами»

- База данных «Школьная библиотека»

- Использование информационных технологий в учебном процессе

- Нахождение корней алгебраического уравнения третьей степени

- Графический редактор

-Программа для подведения рейтинга среди учащихся образовательных учреждений

- Исследование механизмов индексирования и поиск текстовых документов

- Создание СУБД средствами визуальной среды программирования Delphi

- Компьютерные системы комплексной оценки социоэкономической среды региона

- Программа решения задач сетевого планирования и управления проектами и др.

- Стратегическая игра

- Internet-магазин

- Системы управления светозвуковым оборудованием «Диджей»

Образец оформления работы: Образец


В 2009-2010 г.г. на начальном этапе участвовало 47 школьников. По результатам защиты научно-исследовательских работ I этапа олимпиады были рекомендованы для прохождения II этапа олимпиады «Шаг в будущее» 30 учащихся школ и лицеев. В итоге на кафедру было зачислено 23 человека.

Ниже приведены примеры названий работ учащихся школ и лицеев 2009-2010 г.г. «Шаг в будущее».

- Гибридная обучающая система

- Система контентной фильтрации как комплекс решений для обеспечения многоуровневой превентивной защиты информации

- Разработка действующего макета аппаратно-программного комплекса системы безопасности жилых помещений «Безопасный дом»

- Информационная система «Кинематограф»

- Конфигурирование брандмауэра для малого офиса на основе Linux

- Разработка системы автоматизации выдачи парковочных мест для транспортных средств

- Исследование характеристик синтаксического анализатора для лингвистического процессора

- Метод частичной эмуляции способа доступа к среде передачи в ЛВС

- Диагностическая экспертная система определения неисправности автомобиля

- Экспертная система «Ветеринар»

- Система обработки финансовых данных для торговых отраслей

- Реализация элементов булевой алгебры в средствах вычислительной техники с помощью элементов физической оптики

- Твой компьютер твоя крепость

- Система учета готовности спортсменов и др.

В 20010-2011 г.г. по результатам учебно-научной конференции были рекомендованы для прохождения II этапа Научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва» Олимпиады школьников «Шаг в будущее» 73 учащихся школ и лицеев.

Ниже приведен частичный список названий работ учащихся школ и лицеев 20010-2011 г.г. «Шаг в будущее».

- Электронный классный журнал

- Генератор расписания

- Подсистема считывания данных и распределения их по таблицам

- Web-сайт

- Система формирования и обработки заказов

- Экспертная система выбора музыкальных инструментов

- Изопроцессы в реальных и идеальных газах

- Разработка и программная реализация интернет-магазина по продаже осветительных приборов

- Программа расчета длины кабеля

- Система классификации заказов

- Реализация брандмауэра для малого офиса средствами iptables на базе роутера dlink/netgear с прошивкой da-wrt

- Обучающая система Rider

- Методы борьбы с компьютерными вирусами

- MCS, программа шифрования файлов

- Концепция, алгоритм, вычислительные процедуры и компьютерная программа визуализации голограмм, образованных интерференцией частично когерентных волн информации в активно-адаптивных средах с многоконтурной системой иерархии

- Расчет зарплаты мастера предприятия в зависимости от проделанной работы и квалификации

- Государственные сети здравоохранительных органов. Транспорт

- Исследование механизмов индексирования и поиска текстовых документов

- Криптографическая система

- Формирование базовых элементов оптимального распознавания в схеме почтовых индексов

- Нейро-сетевой анализатор естественно-языковых текстов

- Исследование компонентов подсистемы визуального трекинга

В 20011-2012 г.г. по результатам учебно-научной конференции были рекомендованы для прохождения II этапа Научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва» Олимпиады школьников «Шаг в будущее» 76 учащихся школ и лицеев.

Ниже приведен частичный список названий работ учащихся школ и лицеев 20011-2012 г.г. «Шаг в будущее».

- Трехмерная визуализация молекул

- Программная система проектирования с конечной импульсной характеристикой на основе метода «окна»

- Информационная система «Кинематограф»

- Электронный дневник школьника

- Создание автоматизированного рабочего места

-Система обслуживания клиентов автосервиса

- Экспертная система по выбору аппарата для фотосъемки

- Программа расчета оптических линий в полностью оптических сетях

- Консультирующая экспертная система «Юрист»

- Система оперативного планирования состава участников мероприятий

- Система управления базой данных «Компьютерные комплектующие»

- Подсистема автоматизации обработки почтовых отправлений

- Система дистанционного выполнения практических занятий по дисциплине «Информатика» в сетевой среде виртуальных машин

- Разработка структурированной кабельной системы здания

- Автоматизированная система «Городская среда»

- Компьютерная среда многокритериального анализа

-Система учета заказов

- Система автоматизированного управления бытовыми приборами

- Единое информационное пространство «Виртуальная школа»

Темы выполненных работ за последние три года разнообразны и связаны с различными научными направлениями кафедры. К таким направлениям можно отнести:

  • Алгоритмы и технические средства цифровой обработки сигналов и изображений;

  • Экспертные системы и семантические системы;

  • Компьютерные информационные технологии;

  • Интеллектуальные и семантические системы;

  • Распределенные вычислительные сети;

  • Клиент серверные технологии в распределенных системах обработки информации;

  • Управляющие вычислительные машины и системы;

  • Компьютерные технологии дистанционного образования;

  • Системы управления объектными и реляционными базами данных;

  • Локальные и глобальные компьютерные сети и др.

В результате анализа проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  • - за последние 4 года прослеживается тенденция к увеличению количества школьников желающих получить образование по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;

  • растет количество школ;

  • растет количество участников 9 и 10 классов.

Учащиеся школ, лицеев и колледжей имеют следующие возможности для определения или уточнения будущей профессии:

- могут познакомиться с учебным планом, дисциплинами и другим материалом кафедры «Компьютерные системы и сети», если имеют доступ в сети Internet (например, http://hoster.bmstu.ru/~mosp/spas_006.htm и др.);

-могут связаться по телефонам кафедры и получить консультацию по научным направлениям, конкретным выбранным темам при выполнении работы для участия в общеобразовательном соревновании и др.;

-могут присылать свои вопросы или материал для выступления по электронной почте;

-могут лично приехать на кафедру и проконсультироваться.

Гистограмма1

Гистограмма роста количества участников



Гистограмма

Гистограмма роста количества школ

Профориентационная работа ведется также и со студентами младших курсов. Цель такой работы – познакомить с научными направлениями кафедры, заинтересовать студентов в участии на ежегодных научных конференциях и проведении научно–исследовательских работ.

У студентов, определившихся с направлением, имеется возможность более глубокого изучения дисциплин. Для этого они могут выбрать научного руководителя, заниматься исследованиями по выбранному направлению, готовить статьи и т.п. Многие студенты старших курсов так же имеют возможность заниматься научной и практической работой по специальности. Например, разработчиками и администраторами сетей, программистами, специалистами по ремонту вычислительной техники и др.

Можно отметить, что профориентационная работа на кафедре ведется на всех этапах обучения с использованием современных технологий и способов привлечения студентов.

Последнее изменение: Суббота, 20 октября 2012, 22:17